Заметки о русской литературе, культуре, языке

О верстке в Фотошопе

Иногда я рад, что технический прогресс подарил пользователям несметное количество средств для дизайна, оформления, верстки изданий разных типов и уровней сложности. В частности, я рад тому, что знакомый всем Word не стал единственным инструментом для верстки больших книг. Всем ясно, что для подобных задач существует тот же InDesgin.

В момент такой радости я однажды наткнулся на феномен верстки журналов в Фотошопе. Вы спросите: как возможно верстать текст в программе, которая разработана для работы с графикой? Я отвечу вот такой картинкой:

Газета «Народный учитель» издается в УрГПУ с 1965 года.

Остановимся только на верстке текста, ради которого газета и издается. Невнимание дизайнера обложки к тексту выдает ее «графическое» происхождение. Шапка неизменна в каждом номере «Народного учителя». Вроде бы как фон — радужный градиент — задает непринужденно-молодежное оформление газеты. И читатель вправе ожидать того же от шрифта, однако гарнитура в наборе отдает глухими 90-ми. Шрифт тяжеловесен, контрастирует с ярким, приветливым фоном, в конечном счете, заглушает его. Отношение к читателю у «шапки» — такое же наплевательское, как и по отношению к фону, ибо здесь всё случайно и непредсказуемо: синяя обводка, широкий набор резко переходит в узкий (шрифт Impact). Такое чувство, что газета сама не знает, чего хочет.

«Учитель» почему-то набран с большой буквы, хотя не является именем собственным. Если же тут есть намек на миссию Учителя, то слишком робкий. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что «УрГПУ» в «шапке», по сути, написано трижды. Если что-то газета и знает, так это название своего вуза.

Для типографов здесь большой простор: после «№» нет полагающегося отступа; прописные буквы набираются без разрядки; дефис набран вместо тире — для дизайнера это одно и то же; наконец, для ярых перфекционистов можно сделать так:

После шапки мы наталкиваемся на новые попытки дизайнеров усложнить восприятие текста. Для этого был выбран уже не градиент с белым цветом текста, как в шапке, а смена начертания текста. В качественных изданиях, будь то книги или журналы, как правило, используется какое-то одно начертание (полужирное или курсив) для выделения фрагмента текста. Например, заголовок традиционно делают полужирным, а выделения в тексте — на вкус издателя. Об этом пишет как А. Э. Мильчин в «Справочнике издателя и автора», так и А. Лебедев в § 79 «Ководства». В газете мы видим, что дизайнер пошел по простому пути, не усложняя себе жизнь: выделил весь текст обложки и зафигачил его полужирным курсивом целиком.

Здесь можно придираться к самым разным мелочам: неразличение короткого и длинного тире; «стр. стр. стр. стр.»; двоеточие, которое в заголовках никогда не ставится; неожиданное чередование прописных и строчных букв в анонсах; непонятное внешнее «свечение» у прописных букв; появление скругленных углов у блоков с анонсами, в то время как вся обложка выдержана в прямых углах и т. д. Всё это действительно мелочи. Остается только снова обратиться к перфекционистам:

Поля? Отступы? Всё это действительно неважно, господа. Обложка газеты — хороший пример ошибочно выбранного программного средства. Другая проблема — отсутствие навыков работы с ПО, но это уже из совершенно другой оперы. Здесь нет виноватых. В идеальном мире редакция газеты имеет штатного типографа, при отсутствии которого работа с текстом перекладывается на верстальщика. Если же нет и его, а газету делает 1-2 человека, то ее выпуск превращается в настоящий подвиг, а половина перечисленных мной изъянов оправдываются сложившейся в нашей стране ситуацией.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Юрий 2014

Все дело только в голове, не в инструменте.
В этом вашем фотошопе можно сверстать хорошую газету, если уметь верстать.
Понятное дело, что верстать удобнее в индизайне.

КМК, вывод здесь другой — дизайнеру все равно, какая будет эта газета и ему все равно, как, что и зачем он делает.