Заметки о русской литературе, культуре, языке

Об офорте Рембрандта

cover white transparent

Я хочу кратко рассказать об одном из гениальных офортов Рембрандта. Если у вас будут добавления, то добро пожаловать в комментарии к заметке.

Недавно я открыл для себя гениальный офорт Рембрандта «Христос перед народом» (1655). Художник изобразил сцену из Евангелия от Матфея. Замысел произведения прочитывается с помощью наблюдения над процессом его создания: всего у офорта было 8 состояний. Вот один из первоначальных набросков:

Третья версия офорта

Рембрандт попытался изобразить полный драматизма выбор прокуратора. Ему можно помиловать только одного: либо Иисуса, либо Варавву. В тот момент, когда они оба предстают перед народом, именно люди должны выбрать, а прокуратор принять последнее решение. Гений Рембрандта нашел способ усилить драматизм этого выбора. Вот итоговое состояние офорта.

Художник, удалив изображение народа, достиг удивительного эффекта: зритель из-за отсутствия толпы сам ощущает себя ею, у него ощущение, будто это он делает выбор, будучи участником происходящего: помиловать Христа или отдать его на распятие? Такая «персонализация» Христа восходит к вопросу об индивидуальной вере.

Офорт на странице Британского музея

Какая же страшная картина открывается при отсутствии толпы, действие приобретает невероятную силу и трепет.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Дмитрий Филатов 2014

Автор картины в последней версии не дал зрителю ни за кем спрятаться.
Такой эффект бывает в фильмах, когда зрителя заставляют чувствовать себя виноватым. Например, немного есть в фильме «Голодные игры» и еще запомнился эпизод «Остаться в живых» (по-моему, 1 серия 3-го сезона).

Константин Когут 2014

Дмитрий, спасибо за интересное добавление. Интересно, как описывается такой прием в кинематографе и кем он впервые был использован?