Заметки о русской литературе, культуре, языке

Новые бесы

Один из самых распространенных образов в древнерусской литературе — архетип беса. Беса легко узнать. Его суть заключается в разнонаправленных действиях. Бес может действовать в обоих направлениях одновременно: и строить, и разрушать. Вспомните, например, «Житие Феодосия Печерского». Мне порой кажется, что вся бесовская суть правительственных кругов становится особенно ясной с учетом этого древнего контекста: один закон сменяется другим порядком, который ему же противоречит. Внимательное перечитывание древнерусской литературы открывает образ современного дурака-беса, у которого дело опережает мысль.

«Житие Феодосия Печерского», л. 41 об. Эпизод жития, в котором Феодосий встречает бесов.
Поделиться
Отправить
Запинить